Мартин Фримен

Самые геройские поступки мы совершаем поневоле

У Мартина Фримена нет загорелого торса, раздвоенного подбородка и склонности к фотосессиям без рубашки. Свои роли — и свою славу — он получил не за внешность. Сегодня в программе: Бильбо всея Средиземья и действительно хороший актер.



Мы с вами уже встречались год назад, и вы тогда говорили, что не до конца понимаете своего героя, его мотивации. Ну как, разобрались за это время?

Я на самом деле так говорил? Правда? Боже, какой дурак, кто же меня тянул за язык! Мне кажется, Бильбо Бэггинс — это вы, я, все мы. Это читатель книги и зритель фильма. Из всех героев он ближе остальных к нормальному человеку, потому что он больше всего на свете хочет жить тихой, спокойной, безопасной, лишенной насилия жизни. Нормальное желание для большинства людей, согласитесь. Мало кто из нас хочет оказаться на войне. Мало кто хочет убивать или быть убитым. Вот и Бильбо такой же. Помимо этого, он еще несколько напыщенный, высокопарный и самодовольный, но при этом безобидный мещанин.

И в нем совсем нет духа авантюризма...

Да, но это не помешало ему решиться на безумное путешествие, которое ему совсем не упало. Нет, ну правда, вот что его туда потащило? Эта авантюра не в его интересах. Он отправляется туда только для того, чтобы вернуть дом этой группе странных существ, до которых ему поначалу вообще нет дела. При этом у него есть выбор — в отличие от Фродо, которому во что бы то ни стало надо было тащить Кольцо в Мордор, Бильбо мог и должен был остаться дома и не высовываться.

Так зачем он в итоге пошел с гномами и Гзндальфом, как думаете? Ему был необходим терапевтический пинок под зад. Даже Бильбо в конечном итоге понял, что его сытая, комфортная жизнь скучна до скрежета зубовного.

И это помогло, не так ли? Ведь ваш герой постепенно меняется по ходу пьесы.

Да, мы это видим уже в первом фильме. Ближе к концу он становится более... расслабленным, что ли. Начинает приносить пользу и проявлять невесть откуда взявшуюся отвагу. Эти его черты характера получают развитие и во втором фильме, когда Бильбо вынужден под страхом смерти брать быка за рога. И тогда он выясняет, что у него стальной хребет и пылающее сердце. Благодаря этому он наконец становится полноценным участником команды. Теперь это не просто "гномы и Бильбо", а нормальная сбалансированная компания. И Бильбо нужен гномам не только для того, чтобы на нем самоутверждаться, — он спас их жизни, причем не раз.

Может, это уже сила обретенного им Кольца начинает действовать?

Нет, не думаю. Кольцо потихоньку начинает проявлять себя, но на Бильбо в основном действуют совершенно другие обстоятельства. Как и многие из нас, он даже не подозревает, на что он способен, пока не прижмет как следует. Никто из нас не хочет поднимать машину, придавившую ребенка, или биться с бешеной собакой, но если уж придется, то мы полезем на амбразуры. Вряд ли Бильбо, узнав, что ему предстоит одолеть гигантского паука, с энтузиазмом потер руки: "Ну, сейчас-то я ему покажу, хо-хо!" Самые геройские поступки в нашей жизни мы совершаем поневоле. Мало кто хочет быть героем, даже солдаты и моряки, вовлеченные в военные действия.

Кстати, вы ведь выросли в семье морского офицера и родились чуть ли не на военной базе. Вряд ли вы всю жизнь мечтали стать актером?

Ну, поначалу я, конечно, хотел вырасти и стать солдатом. Но когда мне было лет шесть, я начал задумываться: на самом ли деле я хочу стрелять в людей или позволять им стрелять в меня? Уже тогда стало ясно, что со мной что-то не так. Тем не менее мне нравились военная амуниция и знаки отличия. Мой отец знал солдат, пил с ними, общался, и они постоянно давали мне всякие ништяки: головные уборы, погоны, значки и медали. Я был тихим коллекционером, и это давало отцу ложные сигналы, что я готов пойти по его стопам. К11-12 годам я был убежден в своем намерении стать кем угодно, только никак не военным. При этом я любил играть в войнушки, бегать по лесу и убивать воображаемых фашистов. Все, где приходилось использовать фантазию, казалось мне дельным времяпрепровождением. Отсюда возникла тяга к актерству, которое целиком и полностью строится на использовании воображения.

К слову, о храбрости... Надо быть достаточно смелым, чтобы браться за роли культовых литературных героев с обширной армией фанатов. А вы в этом деле изрядно поднаторели: Бильбо Бэггинс, Артур Дент, Джон Ватсон...



Подозреваю, многие убеждены, что в театральном институте, изучая премудрости мастерства, я поставил себе задачу: "Надо бы мне браться только за роли литературных персонажей". Ну нет, я никогда это не планировал, все получилось случайно. Знаете, я всегда соглашаюсь на ту или иную роль только в том случае, если она грамотно прописана в сценарии. Если мне предлагают роль одного из персонажей, который в первоисточнике изумителен, а в сценарии уже не очень — я откажусь, будь я хоть самым хард-корным фанатом книги. Как мы все знаем, любую книгу можно испортить, особенно хорошую. Никто не застрахован от отвратительной экранизации "Хоббита", "Доктора Живаго", "1984" — да чего угодно.

Но все же, наверное, страшно играть главного героя книги, которую читали примерно все?

Удивительно, но я никогда не чувствовал этой пресловутой ответственности, которой меня все пугали. По крайней мере я не боялся облажаться перед фанатами. Потому что если вы действительно любите эту книгу, у вас в голове есть свой Бильбо, и мне его никогда не "перебильбить". Но если вы морально готовы увидеть новую интерпретацию героя, то я попробую вас не : разочаровать. Так что, к счастью, я никогда не испытывал на себе это внешнее давление. Я же все-таки актер. Был бы я сантехником, и кто-нибудь попросил бы меня сыграть Бильбо Бэггинса — вот тут я бы умер от страха.



Ну, вам хотя бы странно наблюдать за тем, как множатся ряды ваших фанатов? Вы ведь теперь главное лицо могучей студийной франшизы — положение обязывает быть всемирным селебрити.

Ой, это да, это очень странно, к этому я никогда не привыкну. Думаю, многое из всего этого накрывает позднее, но когда ты работаешь над ролью, совсем не думаешь ни о чем, что находится за пределами съемочной площадки. Поэтому, когда я впервые ступил на красную дорожку на премьере первого "Хоббита" в Веллингтоне, я ошалел от изумления. Конечно, я знал, что фанаты будут сходить с ума, но я даже не представлял, что меня буду встречать так, будто я — это The Beatles, которые выходят на сцену году эдак в 1964-м. Вот это ужасно непривычно и пугающе.

А какие во всем этом вы видите плюсы для вашей карьеры? Я теперь при любом удобном случае имею право сказать: "Я играл хоббита в "Хоббите"!" Неплохая строчка в резюме, согласитесь. Открывает много дверей. Но вообще для карьеры я в этом вижу пока только плюсы.

Я только что получил роль в американском сериале "Фарго", основанном на фильме братьев Коэн, и я подозреваю, "Хоббит" в этом деле совсем не помешал. Ну и вообще, я теперь существую в виде фигурки для "лего" — это ли не то, о чем мечтает любой актер?

Во втором "Хоббите" мы все ждем вашу совместную сцену с Бенедиктом Камбербэтчем, который играет дракона Смауга. Учитывая, что Смауг — персонаж компьютерный, вам удалось вместе поработать? Все-таки Холмс и Ватсон снова в одном проекте — общественность взбудоражена.

Нет, к сожалению, мы почти не пересекались на площадке — встретились пару раз, поздоровались как следует, но из-за насыщенного расписания работали мы порознь. Но я не сомневаюсь, что Бенедикт меня не подвел — я всегда подозревал, что из него получится потрясающий дракон. Вообще знаете, это не так уж необычно, что люди работают вместе то над одним, то над другим проектом. В нашей профессии это вполне нормальное явление. Я пять раз снимался в одном фильме с Биллом Найи, так что Бенедикту до него еще плясать и плясать!

У вас есть любимые сцены в "Хоббите: Пустоши Смауга"? В фильме, как и в книге, мне очень нравится сцена сплавления по реке в бочках. Также не терпится увидеть эпизод с пауками. Ну и не забываем о сцене со Смаугом, которая в какой-то мере очень похожа на "поединок в остроумии и мудрости", что в первом фильме устроили Бильбо и Голлум. Только теперь Бильбо, конечно, боится намного больше, потому что Смауг размером с три двухэтажных автобуса, да еще и плюется огнем! Врагу не пожелаешь такого собеседника.

© 2000-2024. Поддержка сайта: +7 495 7950139 добавочный 133270.
Заимствование текстов разрешено при условии цитирования.