Ада Роговцева - не соваться в жизнь мужа

ОНА - ВЕЛИКАЯ! ВЕЛИКАЯ ВО ВСЕМ: ОТ СЫГРАННЫХ РОЛЕЙ НА СЦЕНЕ И В КИНО ДО УМЕНИЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ. АДУ РОГОВЦЕВУ НАЗЫВАЮТ УКРАИНСКОЙ ПРИМАДОННОЙ И ЛЕГЕНДОЙ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ КРАСОТЫ И ЖЕНСТВЕННОСТИ. ЕЙ СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ. НО ОНА ВСЕ ТАК ЖЕ СНИМАЕТСЯ В НОВЫХ ФИЛЬМАХ, ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ И СОБИРАЕТ АНШЛАГИ. ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА С АКТРИСОЙ Я НАСЛАЖДАЛАСЬ ЕЕ ИСКРЕННОСТЬЮ, ЭНЕРГИЕЙ И ГЛУБИНОЙ МЫСЛИ. «КОГДА ТАМ, В НЕБЕ, ДУМАЕШЬ О ТАКОЙ ЖЕНЩИНЕ, СТАНОВИТСЯ ЛЕГЧЕ НА ДУШЕ



За право называть ее своей до сих пор спорят две страны: Россия и Украина. Ада Николаевна снялась почти в девяноста фильмах. Чего только стоит роль Натальи Башкирцевой в фильме «Укрощение огня». После выхода ленты на экран летчик-космонавт Георгий Шонин сказал актрисе: «Когда там, в небе, думаешь о такой женщине, становится легче на душе». Но самой Роговцевой никогда не было легко. Девять лет назад она потеряла любимого мужа, а в прошлом году ушел из жизни ее сын. Но еще до этого в ее жизни было много всего... «У меня самые большие морщины -вокруг рта, потому что раньше он у меня все время был в растяжку. Я улыбалась и засыпая, и просыпаясь. Но пришло время, когда я перестала улыбаться так часто. В жизни все удивительно правильно устроено: в детстве не даются знания, зато есть яркие впечатления. Потом идет осмысление, накапливание грехов и расплата. Я всегда была присматривающимся к жизни человеком. Когда маленькой открывала окно подвала, где мы жили, и внутрь попадало солнышко, пели птицы и нечасто ходили сапоги перед глазами, мама восклицала: «Боже, какое счастье!» Мы жили в коммуналке, где было столько крыс, что наполняли на ночь ванну, чтобы они тонули. Мама специально вставала раньше всех, доставала улов и вымывала все соляной кислотой. Я до сих пор во снах туда захожу и чувствую запах». Ее отец часто выпивал (по его стопам пошли и братья Ады), маму в сорок девять лет парализовало, через шесть лет она умерла... Ада не мечтала быть актрисой, ей хотелось заниматься журналистикой. Подруги отговорили: Роговцева всегда была лучшей во всех школьных постановках. Однажды на уроке она читала вслух рассказ Чехова «Спать хочется». Глотая слезы и всхлипывая, Ада смотрела в окно, чтобы успокоиться и продолжить. В это время все ученики и учительница тоже плакали.

С восемнадцати лет актрисе пришлось содержать очень большую семью. Помогло только то, что в это время Ада стала получать сталинскую стипендию. А в двадцать три года ей уже присвоили звание заслуженной артистки Украины.

«Я РАСПИСЫВАЮСЬ С ТОБОЙ КРОВЬЮ»

Если бы не ее поступление в театральный, она никогда бы не встретила самого главного человека своей жизни - выдающегося актера Константина Степанкова. «Когда мы познакомились, Костя был женат. Впервые мы встретились на вступительных экзаменах. Он сидел в экзаменационной комиссии. У меня был билет с вопросом «Пять принципов социалистического реализма». Когда я должна была идти отвечать, преподаватель по русской литературе сказала: «Костичка, примите у этой девочки» - и вышла. Я еще тогда не увидела, кто он, а он уже знал, что я его женщина».

Он ушел из семьи. Они были очень разные. Степанков - серьезный, углубленный, философски настроенный. Она же - «таким зайчиком, прыгающим мячиком, всех любила, была открыта миру и людям». Встречаться в открытую влюбленные не могли, ведь Константин был ее преподавателем, к тому же на одиннадцать лет старше. Поэтому поженились они только после того, как Ада окончила институт. «В день нашей свадьбы Костя был очень нервным. Его так трясло, что он, закрывая машину, отбил мне мизинец. Я тогда сказала ему: «Костя Петрович, обрати внимание, я расписываюсь с тобой кровью». После росписи мы пришли домой, но моя бабушка стала нехорошо говорить с ним. Мне потребовалось ровно три минуты, чтобы уйти из родного дома в никуда. Я взяла только вилку, ложку и свое одеяло. Походили мы тогда по улице, походили - и поселились на Печерске в одной комнатке».



С ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ АДЕ ПРИШЛОСЬ СОДЕРЖАТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ. ПОМОГЛО ТОЛЬКО ТО, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ АДА СТАЛА ПОЛУЧАТЬ СТАЛИНСКУЮ СТИПЕНДИЮ. А В ДВАДЦАТЬ ТРИ ГОДА ЕЙ УЖЕ ПРИСВОИЛИ ЗВАНИЕ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ УКРАИНЫ.

ЕЕ СВЕРХ СЧАСТЬЕ

Роговцева - максималистка. Но ей это не мешает. Она родилась человеком тихим, спокойным, терпеливым. Правда, «театр испортил мой характер: надо было иначе существовать».

Хотя в отношениях с друзьями, детьми и близкими она все та же. «Счастье, когда есть кому сказать, что любишь, и в ответ услышать, что любят тебя. У меня нет разделения на женское и мужское - есть человеческое счастье. В чем оно заключается? Вначале это была какая-то великая любовь к родным: и жалость, и нежность, и участие, и тревога за родителей, бабушек, дедушек... Вот в них растворен человек. Потом пришла любовь к мужчине, которая поглотила это счастье, каким бы великим оно ни было. Дети, внуки - это даже не счастье, а сверхсчастье». Актриса знает об этом не понаслышке. Она - бабушка до мозга костей. Пока дочь работала в Москве, Роговцева воспитывала внука Алешу. «Я так люблю своих детей, что не то чтобы обидеть, я никакого огорчения им не хочу. И когда вдруг внук один раз, второй тянется не к маме, а к бабушке - это тревожный звонок. Я этого избегаю. На себя ничего нельзя перетягивать, но и отдавать себя на растерзание тоже нельзя. Мне кажется, не нужно привязывать к себе человека. Дети должны любить маму и папу. Бабушка и дедушка - это совершенно другие человеческие отношения. Нельзя зацикливать внуков на себе, потому что ты раньше уйдешь. Особенно если внуки поздние. Зачем наносить им рану? У меня было три бабушки: красная, черная (прабабушка) и белая. Я их так называла из-за цвета волос. Моя первая детская травма связана с красной бабушкой (рыжеволосой). А дело было так: ее сын пришел с войны в железном корсете с перебитым позвоночником. Когда он привел в дом свою военно-полевую жену, как тогда называли - ВПЖ, бабушка сказала: «Ваня, эта женщина тебя уничтожит. Ты не должен быть с ней». И чтобы ему это доказать, она сделала один из страшнейший ударов в моей жизни: из темного чулана, в котором просидела в знак протеста всю ночь, она вышла абсолютно лысая, без своих роскошных рыжих волос. Это была моя травма, мое отрезвление - и мое великое удивление. Она не могла скандалить, ругаться, но ей нужно было что-то такое сделать, чтобы отстоять себя. Много лет прошло, а у меня до сих пор мурашки идут по телу. Это великое актерство и драматургия. Настоящее творчество! То, что она мне подарила, может быть через кровь, а может быть таким поступком. Впоследствии выяснилось, что ее слова все-таки оказались пророческими».

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ НЕТ

Ада Николаевна, на вас популярность свалилась сразу. Как устояли перед соблазнами?

Я умею говорить «нет». Это не пришло с возрастом или с воспитанием. Оно во мне всегда было. С детства. Своеобразная защита.

Вы терпеливая?

Очень. Долго терплю, терплю, пытаюсь понять человека, но как только он переходит грань, и тем более когда это случается по отношению к моим детям - я в доли секунды закрываю для себя такого человека. Без объяснений. Даже если это после двадцати-тридцати лет дружбы. Я не прощаю. Сама понимаю, что это ужасно: надо бы выслушать, разобраться, а у меня сразу категорическое - нет.

Одна из героинь, которую вы играете в спектакле «Священные чудовища» по Жану Кокто, произносит фразу: «Мадам, вы можете позволить себе роскошь быть всегда искренней»... И меня Бог отметил таким богатством. Я с детства не переношу никакого давления. Может, оттого, что очень долго была покладистой и смиренной, «хоч до рани прикладай». Я впадаю в ступор, когда мне начинают рассказывать, что и как делать. Фицджеральд как-то сказал: «Нет смятения более опустошительного, чем смятение неглубокой души». Если ты свою душу не уважаешь, если ты не можешь занять свою голову, как-то самостоятельно определиться в жизни, тогда просто зависаешь. Вот Леся Украинка говорила, что жизнь ломала только обстановку вокруг нее, но характер никогда не меняла. Обстановка в ее случае - это покалеченная рука, нога, изувеченные легкие, но если тебе с детства Господь Бог дал струночку принимать жизнь как дар - это не заслуга, а радость. Я в какой-то момент поняла это. Искренней быть - это роскошь. И, конечно, вера в то, что Бог не оставит, а если оставит - значит, так надо. Одно скажу: я - свободна! И очень дорожу этой свободой. Поэтому когда мне говорят, что кто-то не может ужиться с тещей или свекровью, но при этом десятилетиями живут вместе, и она, дурочка, плачет в кастрюлю, - я сразу начинаю сатанеть и звереть. Чтобы меня кто-то оскорблял?! Один раз - и хватит. А если два - то этого просто не может быть. На голову бы ей эту кастрюлю надела и ушла в свою жизнь! Я никогда ни от кого не зависела. Никогда. С какой стати подчиняться другому человеку?! Я завишу только от Бога.

Я УМЕЮ ГОВОРИТЬ «НЕТ». ЭТО НЕ ПРИШЛО С ВОЗРАСТОМ ИЛИ С ВОСПИТАНИЕМ. ОНО ВО МНЕ ВСЕГДА БЫЛО. С ДЕТСТВА. СВОЕОБРАЗНАЯ ЗАЩИТА.

А профессия актера и тема Бога как совмещаются?

Моя профессия безбожная. Почему? Потому что актеры лезут куда не надо. Все время копают, доискиваются, сопоставляют, измеряют. Я когда крестилась, будучи уже в возрасте, спросила: «Скажите, батюшка, что мне делать с профессией?» А он ответил: «Ты уже прожила жизнь. У тебя есть дети, внуки. У тебя была любовь, родители, и если там были грехи, я тебе их отпущу. Дальше живи так же, меньше греши. Ты же выходишь на сцену во имя чего? Во имя добра и утверждения любви. Даже если ты играешь отрицательного человека, ты являешь людям: вот этого быть не должно, смотрите, как это плохо». Он со мной очень симпатично поговорил, ничего нового, конечно, не открыл, но я не разочаровалась в профессии. У меня маленький Алеша, внук, однажды спросил: «Ада, ты кого больше любишь - меня или Бога?» «Бога, конечно», - ответила я. Он расстроился, ушел, головку повесил, а потом пришел и говорит: «Ну-ка, расскажи мне про него».



ЛЮБОВЬ КАК ЦЕМЕНТ

Я живу по принципу английских интеллигенток: если женщина в пятьдесят лет не думает о сексе, то она не леди. Так вот я - леди. И секс в любви -это одно из составляющих. Он многое решает и определяет. По статистике было бы раз в сто больше разводов, если бы не было у людей ночей. Побьют горшки, побьют морды, а потом наступает ночь - и все проблемы как рукой сняло. Это замечательно еще и потому, что от этого дети рождаются. Куда против этого попрешь? Но только на этом брак не сцементируешь. Нужны и уважение, и преклонение, и требовательность, и ответственность. Я не люблю слово «дружба» - оно как-то испорчено детским шаблоном, важна тяга человека к человеку, желание ему что-то сказать и его узнать.

Даже если он изменил?

Есть понятия «влюбленность, одухотворенность, окрыленность», которые нельзя огрублять одним словом - «изменил». Все мы привыкли рабски мыслить. Думаю, что измена ничего не меняет и ничего не решает. Женщина не должна знать, что у мужчины, кроме нее, еще кто-то есть. У нее должно быть сознание, что она -всегда самая желанная и любимая. И в тайную жизнь мужа не надо соваться. Если есть семья - отлаженная, дружная, связанная родителями, детьми, -то неверность практически ничего не значит. Можно перетерпеть, переждать, можно простить и принять. Конечно, не в первый медовый месяц, когда сразу пистолет и нож, а когда уже сформирована семья. Надо посмотреть, а что ты теряешь или на что ты обрекаешь другого человека. Вот это сопоставить. Хвост, который можно отрубить - или нельзя? Здесь не нужна категоричность. Упираться лбами - это глупость. Здоровье себе, конечно, подпортишь. Но все это можно пережить и сохранить отношения. Листая судьбы знакомых, вижу, что на старости лет они бесконечно благодарны друг другу. С юмором вспоминают про какие-то там измены.

© 2000-2024. Поддержка сайта: +7 495 7950139 добавочный 133270.
Заимствование текстов разрешено при условии цитирования.